Компании страдают от потребительского экстремизма

24.09.2018 14:24:00
В любой момент магазин или компанию, которая оказывает услуги, могут посетить представители общественной организации. Они ищут нарушения и обещают передать данные о компании в ФНС, Минтруд, Роскомнадзор и т. д.
Проверяющие называют себя общественным потребительским контролем или общественными организациями по защите прав потребителей. Закон разрешает им следить, как компании соблюдают права клиентов, и сообщать о нарушениях в надзорные ведомства (ст. 45 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300–1). Компания не может запретить ревизорам осматривать товары в магазине, изучать информацию для потребителей. Но часто «общественники» нарушают права компаний.

Представители общественных организаций при проверках в компаниях запрашивают у сотрудников учредительные документы, сертификаты, документы о ценах. Но таких прав у общественных контролеров нет. «Общественники» не могут требовать у компании трудовые договоры и медицинские книжки работников, проверять соблюдение санитарных норм, работу с ККТ и пр. (письмо Роспотребнадзора от 29.06.2005 № 0100/4938-05-32). В аппарате бизнес-омбудсмена такое поведение называют потребительским экстремизмом.

Под видом общественных организаций могут действовать мошенники. Они проводят проверку, составляют акты, затем предлагают «решить вопрос» на месте или требуют заплатить штраф за нарушение. Это можно расценивать как преступление — мошенничество или вымогательство (ст. 159, 163 УК).

Предупредите сотрудников, чтобы требовали удостоверения у всех проверяющих и не платили им штрафы. Официальные штрафы компании перечисляют через банк. Если контролеры вымогают деньги, постарайтесь записать это на диктофон или видеокамеру. Обратитесь в полицию и предъявите запись. Пожаловаться в суд, полицию или прокуратуру можно как на мошенников, так и на представителей настоящей общественной организации, которые превысили свои полномочия.