ООО "Мари-Аудит"
8 (499) 189-67-94 | 8 (499) 189-59-52 info@mari-audit.ru
г. Москва, м. Свиблово, ул. Вересковая, дом 1, корп. 1

Вопрос аудитору

Ответы содержат ссылку на правовой документ.Более подробные консультации можно получить в офисе или по электронной почте при условии изложения конкретной ситуации
Совместимы ли услуги доставки с ЕНВД Иконка Иконка Иконка
Чиновники считают, что у этой ситуации два сценария:

компания может сохранить ЕНВД, занимаясь торговлей и доставкой одновременно. Для этого надо включить доставку в договоры купли-продажи как обязательное условие и учесть ее в цене товаров. Тогда услуга будет считаться единым целым с розницей.
установить тарифы по доставке, заключать отдельные договоры по услугам. В этом случае это уже отдельный бизнес, который не подпадает под ЕНВД.

Такова же позиция Минфина по другим допуслугам (упаковке, сборке и установке товаров).
Как платить взносы и НДФЛ с компенсаций Иконка Иконка Иконка
Минфин разъяснил вопрос уплаты взносов и НДФЛ с компенсаций сотрудникам за разъездной характер работы. По ТК РФ такие выплаты не признают командировочным расходами. Но компания возмещает работникам стоимость проезда, проживания и суточные.

По закону на такие выплаты взносы и НДФЛ начислять не надо при выполнении двух условий. Компенсации должны быть предусмотрены в трудовых документах (договорах, соглашениях), а также подтверждены первичкой. Но если сотрудник не представил подтверждающие документы, взносы и налог платить надо.
Компании удалось отстоять вычеты по контрагенту-незнакомцу Иконка Иконка Иконка
В деле № А34-6308/2017 компания закупала металлопродукцию для производства у нескольких поставщиков. По договору доставку груза также осуществляли продавцы.
На проверке налоговики усомнились в надёжности контрагентов и сняли вычеты. Основные факторы доначислений, на которые ссылались ревизоры:
директор компании не знаком с представителями контрагентов;
переписка с поставщиками у компании не сохранилась, на проверке не представлена;
формальный подход к документам без проверки полномочий подписантов;
в договорах нет важных условий сделок (сроки расчетов, штрафы за невыполнение или нарушение обязательств и др);
для доставки контрагенты использовали чужой транспорт, но не оплачивали его;
транспортные средства не зарегистрированы в ГИБДД;
поставщики созданы незадолго до заключения сделок.
Частично восстановить деловую переписку с серверов компания смогла только к суду. Также она пояснила, что директор лично не встречался с руководством поставщиков, так как сделками занимается другой человек. Первая инстанция признала доводы ненадлежащими и поддержала ИФНС.
Но компании удалось отстоять вычеты в апелляции и кассации. Суды указали, что все документы оформлены верно, поставленная продукция оприходована и использовалась в производстве, что не оспаривает ИФНС. Кроме того, судьи отметили, что компания проявила осмотрительность в должной мере. Требовать большего - значит возлагать на нее обязанность по налоговому контролю, что недопустимо (постановление Арбитражного суда Уральского округа №Ф09-5818/2018 от 02.10.2018).

Добавим, к таким выводам суды приходят не всегда. В аналогичных спорах доначисления остались в силе, так как компании не смогли подтвердить деловое знакомство (постановление Арбитражного суда Центрального округа № Ф10-3434/2018 от 17.09.2018, определение ВС РФ № 304-КГ18-3671 от 17.04.2018).
Оформление перевозок: новые правила Иконка Иконка Иконка
Транспортная накладная подтверждает перевозку груза по договору. Форма документа и порядок заполнения утверждены постановлением правительства от 15.04.11 № 272.

Накладная может использоваться в двух вариантах. Как первичный документ и как основание для его составления. В первом случае накладная должна содержать все обязательные реквизиты, включая стоимость перевозки.

Если стоимость не указана, надо составить основной первичный документ по форме, которая принята в компании. Это может быть формат УПД или иного двустороннего первичного документа. Обязанность по составлению такого документа дополнительно к накладной надо прописать в договоре.

Аналогичные правила действуют при транспортно-экспедиционных услугах (письмо ФНС от 10.08.18 № АС-4-15/15570@).
Как исправить ошибки в декларации по НДС Иконка Иконка Иконка
Налоговики назвали, какие недочеты на камералках по НДС обнаруживают чаще всего и как их исправить.
Фискалы назвали четыре самых распространённых ошибки:
неверный код вида операции или ДТ при принятии НДС к вычету;
код 26 по операциям с контрагентом-плательщиком НДС;
ошибка в номере и дате счета-фактур при восстановлении НДС с авансов;
некорректная стоимость покупки при частичном принятии НДС к вычету.
Устранить недостатки можно одним из способов: сдать уточненку или отправить формализованные пояснения.
В случае с неверным указанием 26 кода в книге продаж, надо исправить его на код 01.
При частичном принятии НДС к вычету надо отразить стоимость покупки, как в счете-фактуре.
Адвокат перестал быть признаком однодневки Иконка Иконка Иконка
Брать с собой адвоката на допрос в налоговую снова безопасно. Налоговики пересмотрели признаки, по которым они относят организации к подозрительным. Теперь поход на допрос с адвокатом — не признак недобросовестности. Об этом ведомство рассказало в письме от 21.09.2018 № ЕД-4-15/18411.
У налоговиков есть 22 критерия, по которым они определяют однодневки (письмо ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). Среди них как объективные (отсутствие работников, обналичка), так и спорные. К примеру, ревизоры заподозрят компанию, если директор не живет по месту прописки или не получает зарплату. ФНС решила смягчить позицию и удалила самый противоречивый пункт из списка.
Налоговики считали: если директор или другой представитель ходит на допросы в ИФНС с адвокатом, то организации есть что прятать. Юристы убеждены, что такой подход — нарушение конституционных прав. Каждый человек вправе защищать свои права и свободы любыми способами (п. 2 ст. 45 Конституции). В том числе прибегать к услугам адвоката.

Налоговики против, чтобы на допрос приходил один лишь адвокат. Если директор отправит вместо себя адвоката, возможен штраф 1 тыс руб. (решение по жалобе ФНС от 11.04.2018 № СА-3-9/2269@, ст. 128 НК). При этом налоговики встречу перенесут и потребуют явиться директора.
Как списать расходы, если товар оказался бракованным Иконка Иконка Иконка
Торговая компания не вправе отразить в составе расходов на производство и реализацию потери от брака, как это делают производители (подп. 47 п. 1 ст. 264 НК, письмо Минфина от 04.09.2015 № 03-03-06/51225). В этом случае нужно списывать стоимость бракованного товара как внереализационные расходы.
Из-за поставки некачественного товара покупатель вправе расторгнуть сделку. Минфин разъяснил, что при этом возникает новая самостоятельная операция (письмо от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372).
Когда покупатель возвращает брак, нужно отразить в расходах сумму возмещения в его пользу. А стоимость товара, который получили обратно, признайте доходом прошлых лет (п. 10 ст. 250 НК). При этом в доходах отразите цену товара не по документам на отгрузку покупателю, а по стоимости в учете компании на день продажи. По сути, вы восстановите расходы и снимете доходы, которые отразили на дату реализации.

Когда поставщик признает, что обязан выплатить вам возмещение за брак, отразите внереализационный доход (ст. 317 НК). Себестоимость некачественного товара спишите в расходы как убыток прошлых лет (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК).

Оцените офисные рабочие места сейчас, чтобы обойтись без штрафа Иконка Иконка Иконка
У нас все сотрудники работают в офисе. Вредных и опасных условий нет. Надо ли проводить спецоценку?

Да, надо. Спецоценка нужна компании независимо от того, работают ли ее сотрудники во вредных или опасных условиях труда (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если сотрудники организации трудятся в нормальных условиях, то провести спецоценку необходимо в эти сроки

Мы на упрощенке. Обязательно ли нам проводить спецоценку?

Да, обязательно. Ее надо провести всем организациям независимо от того, какой режим налогообложения они применяют.

Что будет, если организация не проведет спецоценку до крайнего срока?

В таком случае компанию оштрафуют на крупную сумму

У нас нормальные условия труда. Достаточно ли начать проводить спецоценку в декабре этого года?

Нет. К 31 декабря 2018 года спецоценку надо завершить
Опасно играть со ставкой НДС Иконка Иконка Иконка
Налоговики на камералке посчитали, что компания завысила НДС к вычету на 40 млн. рублей.
У организации были договоры с несколькими поставщиками. Компания закупала у них товары по предоплате. НДС с авансов исчислялся по ставке 18%, такое условие было прописано в договорах.
В дальнейшем компания перепродавала товары, но с разным НДС. Часть - со ставкой в 18%, другую - по льготной ставке 10%. Инспекторы посчитали, что по факту компания заплатила в бюджет меньше, чем просит вернуть. В вычетах ревизоры отказали.
Спорные сделки рассмотрел суд. Компания утверждала, что выполнила все условия для получения вычета. Кроме того, в договорах была прописана одна ставка по авансам - 18%.
Однако суды не согласились с налогоплательщиком. Они посчитали разницу в суммах налога с аванса (18%) и последующей реализации (10%) как излишне уплаченную. Следовательно, компания может вернуть ее как переплату, а вот вычет здесь не положен. Верховный суд согласился с позицией апелляции и кассации (Определение ВС РФ от 21.08.18 № 310-КГ18-11870).
Расчеты с сотрудниками, с копейками или без Иконка Иконка Иконка
Обычно работники получают зарплату без копеек. Но расчетные суммы к выплате могут получиться с копейками. Компания сама вправе выбрать, как платить зарплату — округлять или выдать точную сумму.
Безопаснее округлять всегда в сторону увеличения, если решили платить работникам без копеек (письмо Минздравсоцразвития от 07.12.2005 № 4334–17). Если округлять по правилам математики и отбрасывать суммы меньше 50 коп., формально компания нарушит ТК. В этом случае работнику выдадут зарплату не в полном размере. Поэтому можно начислять выплаты в рублях и копейках, а выдавать в рублях.